Противопоставление образов

В литературоведении такое противопоставление называют антитезой, но этот термин можно использовать и применительно к живописи. Аллегории гораздо реже, чем символы, используются в литературных произведениях. Противопоставление образов очень часто встречается в музыке. Со-отношение с реальными людьми у большинства литературных персонажей в значительной мере условно и практически не ощущается читателями.

Все художники (писатели, поэты, композиторы, живописцы) широко пользуются в своём творчестве противопоставлением художественных образов. В этом противопоставлении незаурядной личности пошлому обществу выразилось отрицание действительности, свойственное деятелям искусства эпохи романтизма.

Аллегорические образы кажутся в сравнении с символами холодными и рассудочными

Интересно, что драму с таким же названием создавал в это же время (картина Брюллова написана около 1839 г.) и М. Ю. Лермонтов. В художественной литературе нередко встречается противопоставление разных исторических эпох из жизни того или иного народа. Такое двойственное отношение автора к происходящему отразилось и в данной картине. Картина создавалась в эпоху реформ 1860-х годов, проводимых Александром II, и выражает сочувственное отношение художника к этим реформам.

Так в романе «Отцы и дети» противопоставлены убеждения и образ жизни Базарова и Павла Петровича Кирсанова. В Евангелии от Матфея рассказано об этом так. «Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

В области скульптуры ярким примером противопоставления образов являются фигуры «Рабов» Микеланджело (восставшего и умирающего), о которых уже шла речь в главе об аллегории

Поэтому антитеза является одним из главных элементов композиции почти всех родов и жанров художественных произведений. В автобиографическом герое может быть не только осмысление, но и переосмысление подлинной биографии писателя. Автобиографический образ человека может быть создан и в лирическом произведении, однако понятие автобиографического героя к лирике неприменимо.

В некоторых произведениях образ автора создается как бы за пределами повествования — в авторских отступлениях. В образе автора могут быть ярко переданы те стороны, которые особенно важны для создателя произведения. Но и в <объективных> произведениях, разумеется, выражена авторская позиция. Например, образы древних сказок о животных (лиса, волк, заяц, медведь) были сначала символами нравственных свойств людей. Такими символами они остаются в фольклоре и сейчас.

Это выразительный художественный прием, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить свое отношение к ним и к различным сторонам изображаемого. Образная антитеза — излюбленный прием В.В.Маяковского. В жанре баллады слились, таким образом, различные традиции.

В живописи примером такого противопоставления личности и общества является картина Брюллова «Портрет Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини»

Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью (за что эту фигуру так любили романтики).

Брюллов восхищается этой женщиной, и поэтому любовно выписаны её лицо, каждая деталь её роскошной одежды. Такое совпадение оценки высшего света художником и поэтом не случайно: оно отражает недовольство лучших людей России образом жизни и нравственным состоянием общества того времени. Прошлое и настоящее, старое и новое противопоставлены в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», в повести Л. Н. Толстого «Два гусара». Обратимся к картине английского художника XIX в. Тёрнера «Последний путь фрегата «Смелый»».

Подобные герои и речи нашли широкое отражение в нашей литературе от Белинского и Герцена вплоть до Чехова и Горького. Старик слушает зажигательную речь спокойно и готовится возразить, судя по жесту его руки. В стороне от спорящих, в глубине комнаты, старушка раскладывает пасьянс.

Но в то же время они отталкивали своим нигилизмом, желанием разрушить все традиционные ценности. И мы знаем теперь, что Россия доверилась революционерам, и даже в XXI веке продолжаем пожинать горькие плоды этой ошибки. Сама тема этой картины, сам исторический эпизод, изображённый на ней, обусловили использование антитезы в композиции этого прославленного произведения.

Голова Петра I повёрнута к сыну-изменнику, а сам он сидит почти спиной к сыну, почти отвернувшись от него в неудержимом гневе и презрении. И, напротив, здоровье, энергия, переданная в сжатой, пружинистой позе Петра I, его взгляде, соответствуют духу перемен, духу нового времени. Фарисеи, противники Христа, постоянно искали повод отдать Его под суд. Они стремились дискредитировать Его перед народом, опозорить Его, оттолкнув таким образом народ от Него, а потом и уничтожить.

Он хотел уличить Христа в неповиновении власти, извратив смысл слова дань в Его проповеди. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! И говорит им: чьё это изображение и надпись? Противопоставлены фигуры: Христос выделен ярким красным и синим цветом, изображён в фас, занимает почти всю плоскость картины, от его облика исходит спокойствие и мощная благородная духовная энергия. Напротив, фарисей изображён в профиль, его фигура срезана, почти вся находится за пределами холста.

1. Противопоставление 2. — (от древнегреч. В искусстве встречается также противопоставление неопытной («розовой») молодости и скептической, опытной зрелости. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир», который, начиная с названия, весь пронизан противопоставлениями, противопоставлены, например, Наполеон и Кутузов. Композиция этой картины вся пронизана противопоставлениями.

Читайте также:

Related Posts

Запись опубликована в рубрике Дробный с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.