Образ Андрея Штольца Обломов Гончаров И

В статье «Что такое обломовщина?» Добролюбов дал превосходную трактовку романа Гончарова. Ограниченность Штольца сказывается и в его отношениях с Обломовым. Объясняется это тем, что интересный по замыслу образ Штольца оказался в романе художественно не дорисованным, а потому и маловразумительным.

Андрей Иванович привлекает своей экстравертностью, оптимизмом и умом. Штольц постоянно устремлен в будущее, что словно возвышает его над другими персонажами романа. С характеристикой Штольца в романе «Обломов» читатель знакомится во второй части произведения. Герой воспитывался в семье предпринимателя-немца и русской обедневшей дворянки.

Мать же воспитывала в Андрее Ивановиче любовь к искусству и книгам, мечтала видеть его блистающим светским человеком. Более того, Штольц боялся и опасался всего непостижимого разумом, так как не всегда мог найти его рациональное объяснение. Андрей Иванович подсознательно понимает, что не может дать того, что Ольга любила в Обломове, и потому их брак остается скорее крепкой дружбой, чем союзом двух пылающих сердец.

По мнению многих исследователей, образ Андрея Штольца в романе «Обломов» изображен словно набросками, а сам герой более похож на механизм, подобие живого человека. В романе Андрей Иванович, как и Обломов, является «лишним человеком» – личностью, живущей будущим и не умеющей наслаждаться радостями настоящего. Более того, Штольцу нет места ни в прошлом, ни в будущем, так как он не понимает истинных целей своего движения, на осознание которых у него просто нет времени.

Что такое «обломовщина»?

В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества…

Первое, что отмечает писатель в характере Штольца, — это рационализм. У него не было и того дилетантизма, который любит порыскать в области чудесного или подонкихотствовать в поле догадок и открытий за тысячу лет вперед. Гончаров подчеркивает в герое черты «нерусские», но «европейские».

Штольц — сильный, волевой человек, контролирующий не только все свои поступки, но и чувства. Писарев замечает, что «Штольц не принадлежит к числу тех холодных, флегматических людей, которые подчиняют свои поступки расчету, потому что в них нет жизненной теплоты…». Однако восприимчивость героя в этой сфере ограничена. Ограниченность сказывается и в «идейных исканиях» героя. Вся его «неуемная деятельность» — это «участие в какой-то компании, отправляющей товары за границу».

Когда же она попробовала поговорить об этом с мужем, то в ответ услышала совет смириться с жизнью. Так, Штольц все время пытается «перекроить» характер друга по собственному подобию, вовлечь его в круговорот жизни, занять трудом. Однако в основе этих побуждений — всего-навсего жажда деятельности. Ольга, Штольц и Райский не более как гусли-самогуды.

Воспитание Штольца

Каково же истинное отношение Штольца к Обломову? Андрей Иванович считает себя его другом, вроде бы любит его, между тем он не только не понимает Обломова, но и не принимает его всерьез, в глубине души считая его личностью пустой и ничтожной. Встретив Ольгу в Париже и отметив, как внутренне «развилась эта девочка», он теряется в догадках: «Кто ж был ее учителем? Там гладко, не почерпнешь в его щегольских фразах ничего! Но для любви нужно что-то такое, иногда пустяки, чего ни определить, ни назвать нельзя и чего нет в моем несравненном, но неповоротливом Илье…

Иван Александрович Гончаров

Обломова! Ведь это значит, что вы принадлежите не прошлому, не любви, что вы свободны…» Штольц отказывает Обломову в способности любить, отказывает ему в праве быть любимым. Он подчиняется во всем установленному в жизни порядку, и всякое нарушение «правил» для него неприемлемо. Для него значимы не люди и их чувства, а лишь формальное соответствие принятому в обществе порядку.

И вот причина, по которой кровная связь расторгнута, обломовщина признана переступившей все пределы!» — замечает А. В. Дружинин. Штольц непоследователен в своих добрых порывах.

Это достаточно сложный, реалистичный образ, исследованный писателем глубоко и всесторонне. Добролюбов показал, что в идейном отношении роман «Обломов» был безусловно знамением времени, как выражение новой оценки жизненных явлений, как приближение поры общественной работы. В романе, глубоко отразившем русскую жизнь, перед читателем предстаёт, по словам критика, «живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью».

Образ Штольца мог бы так и остаться в романе схематичным, отвлеченным символом деятельного добра, но сам писатель чувствовал это несоответствие. Образ Штольца в романе «Обломов» Гончарова – второй центральный мужской персонаж романа, являющийся по своему характеру антиподом Ильи Ильича Обломова. Если в Обломове мы видим паралич воли и беспробудную лень, то в Штольце чувствуется непреклонная энергия.

Читайте также:

Related Posts

Запись опубликована в рубрике Написать с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.